Call-Центр 8 (4112) 507-500

г. Якутск, ул. П.Алексеева, 83 «А»

e-mail: rbcemp@gov14.ru

 

Руководитель телемедицинского центра РБ №2: «Телемедицина — это не далекое будущее, а закономерное настоящее»

телемедицина ив

 

Из-за пандемии коронавируса телемедицина стала невероятно востребованной в мире. И именно благодаря ей качественную медпомощь могут получить жители самых отдаленных сел Якутии. О телемедицинских консультациях рассказывает заведующая телемедицинским центром Республиканской больницы №2 — Центра экстренной медицинской помощи Ирина Прокопьева.

Как заявляют специалисты, пандемия дала импульс развитию телемедицины. В конце марта российские депутаты подготовили поправки в закон о телемедицине, согласно которым врачи наделяются правом назначать лечение и ставить диагнозы дистанционно.

В Якутии, как говорит Ирина Прокопьева, возможности телемедицины стали использоваться еще 18 лет назад — с тех пор число консультаций из года в год только растет.

По каким вопросам чаще всего сейчас проводятся телемедицинские консультации?

60% заявок направляют к специалистам Регионального сосудистого центра — врачам-кардиологам и неврологам. 20% заявок на консультации связаны с травмами, примерно по 10% — с острыми хирургическими патологиями и другими острыми состояниями.

И это всегда консультации формата «врач-врач»?

При необходимости врачи, конечно, проводят дистанционный осмотр пациентов, общаются с ними онлайн. Но в основном это консультации и консилиумы формата «врач-врач».

В чем основные преимущества телемедицинских консультаций?

На мой взгляд, это самый быстрый способ передать специалистам необходимую информацию о пациенте из любого, самого удаленного населенного пункта. При этом сведения о больном передаются в полном объеме. Это информация о его состоянии, данные лабораторных и инструментальных обследований, рентгеновские снимки и прочее. А самое главное, можно быстро получить квалифицированный ответ и помощь.

Если специалист решит, что больному необходима специализированная высокотехнологичная помощь, которую не могут оказать на месте, то пациента будут ждать в нашей многопрофильной больнице. Здесь мы незамедлительно окажем ему всю необходимую медицинскую помощь в любое время суток.

Сейчас из-за пандемии коронавируса о телемедицине стали говорить больше. Но в вашей больнице возможности телемедицины, насколько мне известно, используются уже давно?

В больнице начали внедрять телемедицину еще с 2002 года. А с выходом федерального закона «О телемедицине» наш телемедицинский центр начал работу в круглосуточном режиме. Наши врачи охотно используют возможности телемедицины в лечении пациентов. Мы также можем консультироваться с коллегами из ведущих федеральных научно-исследовательских центров Москвы, Новосибирска, Хабаровска.

Как много телемедицинских консультаций проводится сейчас?

В среднем в месяц наши врачи проводят до 550 консультаций. Из года в год заявок становится только больше. Если в 2017 году в наш телемедицинский центр поступило 1483 заявки, то в 2018 году — 2842, в 2019 году — уже 3580 заявок. А ведь зачастую на одну заявку требуется консультация нескольких врачей разных специальностей, то есть самих консультаций стало значительно больше.

Насколько часто по результатам консультаций врачи принимают решение эвакуировать пациента санрейсом в вашу больницу?

В большинстве заявок — в 90% — нас просят о переводе больного в нашу больницу., примерно 60% этих заявок одобряется. В критических ситуациях проводятся трехсторонние видеоконсилиумы совместно со специалистами Республиканского центра медицины катастроф.

А какие бывают сложности? Например, если совет просят коллеги из совсем небольшой деревни, где работает только фельдшер? Какой обычно в таких случаях бывает алгоритм действий?

При наличии интернета проблем с телемедицинскими консультациями быть не должно. У фельдшера могут возникнуть проблемы только из-за ограниченности возможностей для обследования и лечения пациента. Из-за этого ему может быть сложно предоставить более полную картину о состоянии пациента с результатами лабораторных обследований.

Одни специалисты считают, что интернету не место в лечении пациентов и проведении консилиумов. Другие считают, что телемедицина — закономерное будущее. Какого мнения придерживаетесь вы?

Телемедицина — это не далекое будущее, а закономерное настоящее. С помощью телемедицинских технологий мы решаем целый ряд проблем. Это и оказание качественной медицинской помощи пациентам в самых отдаленных уголках республики, и постановка диагноза на ранних стадиях болезни, и неотложная помощь больным с критическим состоянием. И наши врачи, и коллеги из других больниц понимают, насколько важна и необходима телемедицина в любые времена, независимо от пандемий.